Разенкова Д.Ф.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ
КАДРОВ: КУЛЬТУРНО-ПРАВОВОЙ
АСПЕКТ
Система современной
подготовки информационных кадров, как и все высшее профессиональное образование
в целом, должно базироваться сегодня на философской концепции безопасного и
устойчивого развития сообщества. Продвижение России в направлении
цивилизованного развития в третьем тысячелетии является гарантом оптимизации ее
духовных, социальных, экономических и экологических процессов.
Право человека на окружающую
среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ (1993), а система содержания данного
права раскрыта в Законах РФ: «Об охране окружающей среды» (1991); «Об особо
охраняемых территориях» (1995); «Об экологической экспертизе» (1995) и в
«Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию общества», утвержденной
Указом Президента РФ 1 апреля 1996 г. В системе гарантий данного права имеют
место политические, административные, гражданско-правовые, уголовно-правовые,
экономические, духовные гарантии.
Высшее учебное заведение,
готовящее кадры, обеспечивающие процессы информатизации, не может на
современном этапе не учитывать специфических областей взаимодействия человека и
природы, связанных с интеграцией социальных, социально-психологических,
духовно-этических и экологических проблем, предъявляемых к профессионалу в
системе «человек - окружающая среда».
Реализация права гражданина
РФ на благоприятную экологическую ситуацию, наряду с правотворческой
деятельностью государства, обусловлена воспитанием высокой культуры как
гражданина России, так и должностного лица, профессионала, осознание ими
ответственности за состояние окружающей среды отечества.
Перспективная система
подготовки информационных кадров должна строиться на основе синтеза знаний в
области естественных, гуманитарных и правовых наук, решая задачу формирования
таких качеств, которые обеспечат высокопрофессиональную и социально значимую
деятельность специалиста в условиях информационного общества. Среди них: ноосферное
сознание, экологическая культура, экологическое право, информационная культура
и др.
Экофильность российского
профессионального сознания должна формироваться с учетом интегрированности
российской ментальности, объединяющей социальные, духовные, научные процессы
бытия, направленные на гармонизацию взаимоотношений человека и природы.